Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Назначение федеральной службы безопасности
Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности страны.
Статья 2. Правовая основа
Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция и настоящий федеральный закон
Статья 3. Принципы деятельности
Деятельность ФСБ осуществляется на основе следующих принципов:
- законность;
- уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- гуманизм;
- единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;
- конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности
Статья 4. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
1. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами
2. Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности или суд
3. Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина
4. В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности
5. Должностные лица органов федеральной службы безопасности, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством
Статья 4.1. Ознакомление задержанного лица с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободу
1. Военнослужащий органов ФСБ при задержании лица обязан кратко представиться, уведомив гражданина о том, какая государственная структура взаимодействует с гражданином. Последующее ознакомление гражданина с правами, возникшими в результате временного ограничения свободы, служебным удостоверением сотрудника, основаниями и причинами задержания производится в транспорте органов федеральной службы безопасности по пути следования до места назначения, в отсутствии третьих лиц
2. Военнослужащие по требованию обязаны ознакомить лицо, в отношении которого ведутся следственные или иные процессуальные действия, с протоколами, в которых ведутся соответствующие записи о ведении таких мероприятий
3. Вещественные и иные доказательства, в том числе те материалы дела, которые могут содержать служебную тайну или конфиденциальную информацию, например, записи телефонных переговоров, военнослужащие органов федеральной службы безопасности не обязаны предоставлять напрямую лицу, в отношении которого ведутся процессуальные действия. Такие материалы предоставляются руководителю территориального органа или судье
Посмотреть вложение 695991
Глава 2. Основные направление деятельности
Статья 5. Основные направления деятельности
Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
- разведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- борьба с преступностью и экономическими преступлениями;
- обеспечение информационной безопасности;
- следственная деятельность;
- оперативно-разыскная деятельность;
- исполнение надзора и за государственными структурами;
- курирование государственных организаций
Статья 6. Разведывательная деятельность
1. Разведывательная деятельность осуществляется органами внутренней разведки федеральной службы безопасности.
2. Порядок ведения разведывательной деятельности, порядок использования специальных методов и ресурсов устанавливается внутренними должностными инструкциями и руководством территориального органа в сфере безопасности.
3. Основные направления разведывательной деятельности:
- сбор и добыча информации, направленной на пресечение, предупреждение, расследование и раскрытие террористической, экстремистской и преступной деятельности;
- сбор и добыча информации, направленной на пресечение, предупреждение, расследование и раскрытие грубых должностных преступлений и дисциплинарных правонарушений сотрудников государственных органов и учреждений;
- сбор и добыча информации, затрагивающей жизненно важные интересы страны;
- сбор и добыча информации, направленной на решение кадровых вопросов органов федеральной службы безопасности.
4. Иные направления разведывательной деятельности устанавливаются руководством территориального органа исполнительной власти в сфере безопасности.
Статья 7. Борьба с терроризмом
1. Борьба с терроризмом — деятельность, осуществляемая органами ФСБ, а также должностными лицами органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых, следственных, оперативно-розыскных и иных процессуальных мероприятий.
2. Основаниями для проведения органами по борьбе с терроризмом мероприятий по борьбе с терроризмом являются:
- необходимость пресечения террористического акта;
- необходимость выявления лиц, причастных к подготовке и совершению террористического акта;
- необходимость добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма.
3. ФСБ осуществляет мероприятия по борьбе с терроризмом в соответствии с внутренними должностными инструкциями;
4. В борьбе с терроризмом проводятся гласные и негласные, оперативно-боевые, оперативно-розыскные, следственные и иные мероприятия, особый характер которых определяется условиями борьбы с терроризмом. Порядок проведения указанных мероприятий устанавливается нормативными правовыми актами начальника территориального управления Федеральной службы безопасности;
Статья 7.1. Режим контртеррористической операции
1. Режим контртеррористической операции (далее - режим КТО) вводится специальным оперативным приказом в рации департамента на общей волне уполномоченным оперативником или начальником территориального УФСБ. О введении режима КТО руководитель территориального управления ФСБ обязан уведомить население через государственные новости
2. Режим контртеррористической операции вводится в случаях, необходимых для совершения действий, указанных в ч. 2. ст. 7 настоящего Федерального закона.
3. На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренным ч. 1, ст. 5.1 настоящего Федерального закона, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:
а) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел (иные компетентные органы) для установления личности;
б) выведение физических лиц за пределы отдельных участков местности и объектов, а также эвакуация транспортных средств;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
д) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
е) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
ж) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
з) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
и) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств;
к) полное руководство силовыми структурами;
Последнее редактирование модератором: 10 Фев 2024
AMAZING AZURE
Статья 8. Борьба с преступностью
Федеральная служба безопасности в соответствии со внутренними должностными инструкциями проводят оперативно-разыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, и иных преступлений, представляющих угрозу безопасности страны, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений
Статья 9. Информационная безопасность
1. При обеспечении информационной безопасности военнослужащие органов ФСБ имеют право на прослушивание телефонных переговоров и SMS сообщений, а также радиостанции организаций
2. Ведение мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи проводится в конфиденциальном порядке
3. Информация, добытая в ходе мероприятий, указанных в части первой настоящей статьи, содержащая личные данные граждан, тайну личной переписки и телефонных переговоров и иные конфиденциальные аспекты, не может быть разглашена третьим лицам
Статья 10. Следственная деятельность
Деятельность, направленная на расследование и раскрытие преступлений, осуществляется работниками следственного отдела территориального органа исполнительной власти в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом
Статья 11. Надзор и курирование государственных организаций
Военнослужащие органов ФСБ уполномочены на исполнение надзора за государственными структурами и курирование силовых структур в порядке, установленном начальником территориального управления и внутренними должностными инструкциями. Деятельность по надзору и курированию направлена на предупреждение, профилактику и пресечение правонарушений со стороны сотрудников государственных органов и учреждений; на повышение уровня взаимодействия между органами федеральной службы безопасности и иными органами исполнительной власти; на обучение и воспитание личного состава территориальных органов исполнительной власти
Глава 3. Права и обязанности федеральной службы безопасности
Статья 12. Обязанности федеральной службы безопасности
1. Органы ФСБ обязаны:
1) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности страны;
2) осуществлять внутреннюю разведывательную деятельность в сфере работы правоохранительных органов и вооруженных силах;
3) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;
4) вести следственную деятельность;
5) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15 - 20 Кодекса об административных правонарушениях;
6) выявлять, предупреждать, пресекать, раскрывать и расследовать готовящиеся, совершающиеся и совершенные террористические акты, а также добывать информацию о событиях или действиях, создающих угрозу терроризма;
7) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп;
8) обеспечивать в безопасность в вооруженных силах, в органах внутренних дел;
9) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;
10) обеспечивать безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов страны;
11) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;
12) участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории страны общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий
13) осуществлять надзор за работой государственных организаций, поддерживать стабильность работы и безопасность государственных учреждений, курировать силовых структуры, в том числе рассматривать заявления, обращения и жалобы от граждан о противоправных и незаконных действиях со стороны сотрудников и руководителей государственных структур;
Последнее редактирование модератором: 10 Фев 2024
Статья 13. Права федеральной службы безопасности
1. Органы ФСБ имеют право:
1) устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие;
2) проводить любого рода оперативно-розыскные, оперативно-боевые, следственные и оперативно-профилактические мероприятия; проводить специальные и контртеррористические операции;
3) вести следственную деятельность;
4) использовать специальные методы, силы и средства при осуществлении своей деятельности;
5) применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, физическую силу, а также разрешать военнослужащим органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств, в соответствии с настоящим законом;
6) составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить определения и постановления по делам об административных правонарушениях, назначать административные наказания по делам об административных правонарушениях по делам, возбужденным по факту совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 15 — 20 КоАП, а в отношении должностных лиц государственных структур - по всем статьям;
7) беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено общественно опасное деяние, выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование которого отнесены к ведению органов федеральной службы безопасности, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении такого деяния, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан;
8) производить оцепление (блокирование) участков местности (объектов) при пресечении актов терроризма, массовых беспорядков, а также при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений;
9) временно ограничивать или запрещать передвижение граждан и транспортных средств по отдельным участкам местности, обязывать граждан оставаться там или покинуть эти участки (объекты) в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий;
10) проверять у лиц документы, удостоверяющие их личность, осуществлять их личный досмотр и досмотр находящихся при них вещей, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административных правонарушений или преступлений;
11) осуществлять временное изъятие фото-видео-аудио фиксирующей аппаратуры находящейся у лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные или следственные мероприятия;
12) осуществлять задержание лиц, совершивших правонарушения;
13) проводить криминалистические и другие экспертизы и исследования;
14) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности, в том числе по предотвращению проникновения преступных групп и отдельных лиц к защищаемым органами федеральной службы безопасности сведениям, составляющим государственную тайну;
15) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам (за исключением пожарной техники, автомобилей скорой медицинской помощи, спасательного транспорта и боевой техники), для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия. По требованию владельцев транспортных средств органы федеральной службы безопасности возмещают им расходы либо причиненный ущерб;
16) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, при проведении контртеррористической операции ограничивать права и свободы лиц причастных к совершению террористического акта;
17) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, вооружение складов воинской части и правоохранительных органов;
18) в рамках проведения оперативно-разыскных, оперативно-боевых, следственных, оперативно-профилактических и оперативно-предупредительных мероприятий, направленных на пресечение и раскрытие незаконного оборота наркотических веществ и оружия, проверять документы, удостоверяющие личность, документы на перевоз грузов водителями дальнобойных фур, совершать личный досмотр лиц, подвергнутым указанным мероприятиям, а также обыск транспортного средства;
19) забирать под свой контроль задержанных у органов полиции, если в этом есть необходимость, по личному распоряжению начальника территориального управления или лиц, замещающих его;
20) рассматривать заявления, обращения и жалобы от граждан о противоправных и незаконных действиях со стороны сотрудников и руководителей государственных структур;
21) привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников государственных структур, если на то есть соответствующие основания;
22) требовать от граждан разойтись или покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия; требовать от граждан сократить дистанцию минимум до 15 метров от места проведения любых процессуальных действий и мероприятий, а в случае невыполнения такого требования задерживать граждан для привлечения к установленной законом административной ответственности;
Последнее редактирование модератором: Вчера в 06:23
Глава 4. Применение мер государственного принуждения
Статья 14. Проникновение на территорию частного жилого помещения, учреждения или организации
1. Проникновение военнослужащих органов ФСБ в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, учреждениям или организациям разрешено:
а) для спасения жизни граждан или их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
б) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
в) для пресечения преступления;
г) для установления обстоятельств несчастного случая;
2. Военнослужащие органов ФСБ, осуществляющие проникновение в жилое помещение, обязаны при проникновении в жилое помещение использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу, за исключением случаев, совершенных при крайней необходимости;
3. На территорию государственного учреждения или земельный участок, принадлежащий этому учреждению, любого охраняемого или служебного объекта военнослужащие ФСБ имеют право проникнуть беспрепятственно с целью осуществления любых служебных обязанностей
Статья 15. Оцепление и блокирование территорий, помещений, зданий и иных объектов
1. Блокирование и оцепление территорий, помещений, зданий и иных объектов производится военнослужащими ФСБ по письменному или устному распоряжению руководителя территориального органа или лица, замечающего его.
2. Федеральная служба безопасности имеет право проводить блокирование и оцепление территорий, помещений, зданий и иных объектов:
1) при ликвидации последствий катастроф, аварий и иных чрезвычайных ситуаций преступного, природного и техногенного характера;
2) при проведении мероприятий по пресечению массовых беспорядков и иных действий, нарушающих права граждан, посягающих на общественную безопасность или блокирующих работу организаций;
3) при розыске лиц, совершивших побег из-под ареста, стражи, задержания;
4) при преследовании лица, находящегося в розыске или подозреваемого в совершении преступления;
5) при проведении контртеррористической операции, освобождении заложников, проверке сведений об обнаружении взрывчатых веществ или взрывных устройств;
6) при проведении мероприятий, направленных на обнаружение предметов, изъятых из гражданского оборота или ограниченно обороноспособных;
7) при наличии оснований полагать, что в границах территорий или на объектах готовится, совершается (совершено) преступление;
8) при необходимости предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом;
9) при проведении оперативно-профилактических, оперативно-разыскных, оперативно-боевых, следственных мероприятий;
10) при проведении учебных мероприятий;
3. При оцеплении (блокировании) территорий может быть ограничено или запрещено движение транспорта и пешеходов, если это необходимо для обеспечения безопасности граждан и общественного порядка, проведения следственных действий, оперативно-розыскных, оперативно-профилактических мероприятий, охраны места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия, а также для защиты объектов собственности, которым угрожает опасность.
4. В границах оцепления (блокирования) федеральная служба безопасности может осуществлять личный осмотр граждан, находящихся при них вещей (предметов, механизмов, веществ), осмотр транспортных средств и перевозимых грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, с применением при необходимости технических средств. В случае отказа гражданина подвергнуться личному осмотру или предоставить для осмотра транспортное средство и перевозимые грузы полиция имеет право не допускать проход такого гражданина на территории, в жилые помещения, строения и на другие объекты, где проводится оцепление (блокирование), или его выход за пределы границ оцепления (блокирования), а также въезд или выезд транспортного средства до снятия оцепления (блокирования).
5. Блокированная (оцепленная) сотрудниками федеральной службы безопасности территория (помещение, здание, иной объект) на время её блокирования (оцепления) является охраняемой, проникновение на которую влечет за собой уголовную ответственность предусмотренную статьей 39 Уголовного кодекса.
Статья 16. Задержание
1. Федеральная служба безопасности имеет право задерживать:
1) лиц, подозреваемых в совершении преступления или правонарушения;
2) лиц, совершивших преступление или правонарушение;
3) лиц, находящихся в розыске;
4) лиц, в отношении которых ведется производство по делам о преступления или правонарушениях;
5) лиц, совершивших побег из-под стражи, ареста, задержания, из мест лишения свободы, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
6) лиц, незаконно проникших либо предпринявших попытку незаконного проникновения на охраняемые объекты, территории;
7) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих;
2. Во время проведения облав, рейдов или иных оперативно-боевых и следственных мероприятий, федеральная служба безопасности имеет право на временное задержание лиц, находящихся на территории объекта предполагаемого рейда или облавы.
3. Лицо, в отношении которого приняты меры, ограничивающие его права и свободу, имеет право на отказ от дачи показаний против себя и своих близких, на ознакомление с причиной и основаниями для применения к нему мер, на юридическую помощь в лице адвоката, с момента передачи гражданина в изолятор временного содержания.
4. Военнослужащие ФСБ обязаны реализовать права задержанного лица в порядке, установленном статьей 4.1 настоящего Федерального закона.
5. Все комментарии, причины и основания для задержания даются задержанному лицу наедине, в отсутствии посторонних лиц. В присутствии третьих лиц сотрудник вправе не давать никаких комментариев
6. О задержании лица составляется соответствующий протокол задержания, в котором сотрудник указывает свои данные, данные задержанного, место, время, причины и обстоятельства задержания.
Последнее редактирование модератором: 10 Фев 2024
Нравится Reactions:Andrey Kapitanov
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
Статья 17. Применение физической силы
1. Военнослужащий ФСБ имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу в следующих случаях:
1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;
2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения федеральной службы безопасности, иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;
3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника федеральной службы безопасности.
2. В случае, если возникает угроза опасения совершения побега из-под конвоя задержанным, проявления неадекватного поведения от задержанного, если возникает необходимость дезориентировать задержанного во время доставления или конвоирования по территории офиса федеральной службы безопасности военнослужащие федеральной службы безопасности вправе приметь средства, ограничивающие свободу задержанного в виде мешка
Статья 18. Применение специальных средств
1. Военнослужащий ФСБ имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на гражданина или военнослужащего ФСБ;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения;
3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику федеральной службы безопасности;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
6) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
7) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
8) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника федеральной службы безопасности об остановке;
9) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
Статья 19. Применение огнестрельного оружия
1. Военнослужащий федеральной службы безопасности имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
2) для освобождения заложников;
3) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
4) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан, военнослужащего органов ФСБ;
5) для остановки транспортного средства путем выстрелов в колеса, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования военнослужащего ФСБ об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
6) для пресечения попытки побега из-под конвоя, ареста, от задержания в случае, если задержанное лицо пытается скрыться водным путем;
2. При применении огнестрельного оружия в случае, указанном в п. 5, ч. 1, ст. 19 настоящего федерального закона, военнослужащий органов ФСБ обязан минимум два раза выдвинуть требование об остановке транспортного средства и сделать предупредительный выстрел. Если водитель транспортного средства представляет угрозу жизни и здоровью окружающих, то огонь по колёсам открывается без предупредительного выстрела
3. Военнослужащий органов ФСБ не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.
4. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, специальных средств или физической силы, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им первой доврачебной помощи в кратчайшие сроки
Глава 5. Состав, силы и средства органов федеральной службы безопасности
Статья 20. Служебное удостоверение
1. Служебное удостоверение военнослужащего органов федеральной службы безопасности является документом, подтверждающим личность, должность, права и полномочия, предоставленные ему настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также право на хранение и ношение табельного оружия и специальных средств
2. Лица, находящиеся при исполнении обязанностей по осуществлению разведывательной и контртеррористической деятельности, не обязаны предъявлять удостоверения. При исполнении такими сотрудниками служебных обязанностей им выдаются нагрудные знаки (жетоны), позволяющие идентифицировать их личность, в случаях и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
3. При исполнении служебных обязанностей в составе оперативной или следственно-оперативной группы удостоверение предъявляет старший группы
4. При осуществлении следственных мероприятий или мероприятий предварительного следствия уполномоченный сотрудник следственного органа обязан предъявлять удостоверения при первом требовании гражданина, в отношении которого ведутся процессуальные мероприятия
5. При осуществлении оперативно-розыскных мероприятий военнослужащими федеральной службы безопасности служебное удостоверение предъявляется в открытом виде из рук военнослужащего по первому требованию гражданина, в отношении которого были применены какие-либо действия или ограничены его права и свобода
6. При осуществлении служебных обязанностей инспекторами или кураторами, уполномоченными на руководство государственными ведомствами, в случае необходимости отдать приказ или поручение сотруднику руководящего состава государственного ведомства обязаны по первому требованию предъявить удостоверение в открытом виде представителю руководства организации
7. Служебное удостоверение предъявляется до полного ознакомления
Статья 21. Правовая защита сотрудников органов федеральной службы безопасности
1. Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под защитой государства. Никто, кроме государственных органов и должностных лиц, уполномоченных на то федеральными законами, не вправе вмешиваться в их служебную деятельность.
2. Воспрепятствование исполнению сотрудником органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей, оскорбление, сопротивление, насилие или угроза применения насилия по отношению к нему в связи с исполнением указанным сотрудником служебных обязанностей влекут за собой ответственность, предусмотренную законодательством.
3. При исполнении военнослужащим органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органов федеральной службы безопасности или решения суда
4. Сведения о сотрудниках органов федеральной службы безопасности, выполнявших (выполняющих) специальные задания составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия указанных сотрудников
Статья 22. Звания военнослужащих и сотрудников органов федеральной службы безопасности
1. Военнослужащим органов федеральной службы безопасности присваиваются следующие воинские звания, в соответствии с занимаемой должностью:
- младший начальствующий состав: старший прапорщик;
- средний начальствующий состав: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан;
- старший начальствующий состав: майор, подполковник, полковник;
- высший начальствующий состав: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник;
2. Сотрудникам и военнослужащим органов федеральной службы безопасности, прекратившим службу по собственному желанию или по состоянию здоровья в конце звания добавляется слово «в отставке».
3. Стажерам, ещё не допущенным до службы в органах федеральной службы безопасности и не сдавшим аттестацию, воинского или специального звания не присваивается;
Глава 6. Заключительные положения
Статья 23. Федеральный надзор
Надзор за работой территориального органа федеральной службы безопасности осуществляет непосредственно прямой начальник территориального органа, лица, замещающие его, председатель областного суда
Статья 24. Вступление в силу настоящего федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования